Определение конфликта. Как аргументировать свои доводы в конфликте. Способы решения конфликтов

Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтные ситуации, даже если тщательно старался их избегать. Спорные моменты могут подстерегать нас повсюду. Мы можем быть вовлечены в конфликт даже невольно, сами того не ведая. Давайте разберёмся, что такое конфликт, как обойти его стороной и как, если конфликт все-таки случился, грамотно и спокойно отстаивать свою точку зрения.

конфликт

Понятие конфликта

Конфликт - это ситуация, которая возникает при соприкосновении противоположных интересов, то есть в том случае, когда одна из сторон стремиться занять лидирующую позицию и  отстоять свою точку зрения, совершенно противоположную взглядам второй стороны. Конфликт считается наиболее острым способом разрешения возникшей проблемы. Конфликты неизбежны при взаимодействии различных социальных групп. Главной отличительной чертой конфликта являются негативные эмоции по отношению друг к другу, часто выходящие за рамки приличий и поведенческих норм, принятых в культурном обществе. Конфликты могут наступать в совершенно разных сферах. 

Вы в поисках хорошего психолога-психотерапевта? Посетите страницу моего психологического кабинета. «tulej.kiev.ua» Я постараюсь Вам помочь!

Конфликты в психологии

Предметом нашего разговора будут конфликты в психологии, которые подразумевают отсутствие согласия и взаимопонимания между несколькими сторонами. Психологические конфликты возникают с людьми в их привычной жизни - на работе, дома, в быту. Инициаторами таких конфликтов может быть кто угодно, в том числе и вы. Главная причина их наступления - несовместимость интересов. Бытует мнение, что возникший конфликт следует разрешить в максимально короткие сроки. Однако помните, что конфликт - это не всегда негативное явление. Часто, конфликты несут и положительное воздействие на разрешение ситуации, ведь именно благодаря правильной точке зрения, которую удалось отстоять в конфликте, в результате удается получить положительный эффект для всех конфликтующих сторон. Такой исход дела можно наблюдать при разрешении рабочих или бытовых споров. Как говорит известная цитата: «В споре рождается истина». Однако это не означает, что решить трудную задачу без «раздувания» конфликта невозможно. 

конфликт на работе

Как аргументировать свои доводы в конфликтных ситуация

Итак, как же доказать свою точку зрения и решить конфликт интересов, не переходя на личности и грубости? Несколько советов:

1. Вежливость. Ни в коем случае не стоит грубить и хамить оппоненту. Всегда старайтесь сохранять спокойствие, говорить уверенным тоном, вежливо и тактично, проявляя к собеседнику уважение. Своими доводами вы должны доказать собеседнику, что вместе вы - единое целое, партнеры, общий интерес для которых превыше всего, а достичь желаемого можно лишь общими усилиями.

2. Свою точку зрения отстаивайте убежденно, в некотором роде, даже увлеченно. Часто случается так, что оппонент как будто «заражается» идеей противоположной стороны, и он начинает по-другому смотреть на свои доводы, тем самым начиная соглашаться с вашей точкой зрения. Однако вы должны чувствовать грань между увлеченностью, взволнованностью и излишней эмоциональностью. Иначе есть риск принять такое состояние за волнение, а значит, выдать в вас неуверенного в себе человека, и, как итог, проиграть спор.

3. Как и в любом логическом действии, даже при отстаивании конфликта интересов лучше иметь хотя бы в уме очерченный план, который дает вам представление, в какой последовательности следует начинать аргументировать доводы, чтобы прийти к желаемому результату. Лучше начинать из более понятных вопросов и тех тем, которые более-менее приемлемы оппоненту, постепенно переходя к конфликтным темам. Хорошо, если вы в своем плане заранее можете спрогнозировать возможные варианты ответов второй стороны. Так вам будет легче давать пояснения на возможную критику ваших идей. Говорите простыми и понятными фразами, обходите стороной терминологию, которая может быть незнакомой вашему собеседнику.

4. Огромную роль в отстаивании своих интересов играет ваша речь. Она должна быть твёрдой, уверенной и четкой. Помните и о паузах, которые должны следовать после важных аргументов. Они помогают подчеркивать смысл и дают время вам и оппоненту проанализировать сказанное. Предложения не должны быть длинными и иметь завуалированные фразы. Старайтесь избегать различных литературных приемов, которые хороши в художественных произведениях, однако практически неуместны в споре. А вот удачные примеры и сравнения наоборот - подчеркнут важность сказанного и станут чем-то вроде наглядного пособия.

5. Запомните, в любом споре категорически запрещается фраза «Вы не правы». Такое заявление только «раздраконит» собеседника и станет мотиватором к тому, чтобы он уперто настаивал на своей точке зрения, даже будучи сто раз неправым! Обойти эту фразу стороной можно только удачными компромиссными оборотами.

6. Если позволяет ситуация, попробуйте такой иллюзорный прием для разрешения конфликта и аргументации своих доводов: преподнесите вашу идею не целиком, а только определенные тезисы, из которых оппонент сможет самостоятельно сделать логические выводы, в итоге придя к такому решению, которое изначально устраивало вас, а теперь, и обе стороны. Так собеседник, сам того не ведая, предложит нужную для вас точку зрения.

7. Уважайте чужие взгляды, терпеливо и внимательно слушайте собеседника. Не стоит после каждого предложения, которое вам не понравилось, делать замечания. Проявите спокойствие и такт, а уже по окончанию речи задайте интересующие вас вопросы и попросите пояснения к вашим замечаниям. Если же вы хотите что-то раскритиковать, то запомните навсегда, в любом конфликте критика должна быть направлена на идеи и предложения, но ни в коем случае не на личность оппонента. В противном случае, конфликт рискует перерасти в банальный «базарный» скандал, исход которого будет не самым приятным, в первую очередь, для вас.

8. И еще один важный момент: всегда верьте в успех ваших переговоров, однако никогда заранее не настраивайтесь на то, что вы обязательно победите. Возможно, действительно, причина конфликта кроется не в вашем оппоненте, а конкретно в вас и ваших идеях. В любом случае, все моменты нужно проговаривать и не бояться быть не услышанным. Банальный совет, которай0 решает любые споры - «С людьми надо разговаривать». Не кричать, не молчать, а именно говорить. От этого зависит успех любого предприятия.

9. И последнее - умейте достойно завершить разговор. Ведь не всегда удается прийти к компромиссу, даже если оба оппонента ведут спор по всем правилам, дипломатично и с тактом. В любом случае, следует расстаться на дружеской партнерской ноте.

Мужчина Женщина

Мужчина Женщина